image

Классические игры, официально ставшие бесплатными


Конечно, для нашей страны словосочетание «бесплатные игры» – звучит довольно двусмысленно. С одной стороны, вспоминаются многочисленные мобильные приложения, f2p браузерки и прочие творения, направленные как раз исключительно на вытягивание максимального количества денег. А с другой, практически любая однопользовательская или мультиплеерная игра очень скоро после выхода становится «бесплатной», благодаря торент-трекерам. Однако есть некоторые игры, которые по прошествии времени их создатели выложили в открытый доступ официально. Мы напишем об этих проектах. Им много лет, но, несмотря на весьма далёкую от современной графику и специфический, по нынешним меркам, геймплей, они действительно заслуживают внимания. Потому что они заложили основы современного игростроения и стали классикой.


Первые части серии TES

The Elder Scrolls – серия игр, которой не нужны никакие дополнительные эпитеты в описании. Услышав эти три слова, каждый любящий жанр RPG сам разразится огромным количеством прилагательных в превосходной степени. При этом возраст геймера не имеет значения. С самого своего старта (а произошло это ровно 20 лет назад) серия была исключительной, а в некоторых областях задавала новые стандарты всему жанру.


В 2004 году Bethesda сделала подарок игрокам к 10-летию вселенной и выложила в открытый доступ родоначальницу – The Elder Scrolls: . 15-летие серии было отмечено переходом в разряд бесплатных и второй части TES: Daggerfall. Вряд ли большинство современных любителей Morrowind и Skyrim смогли бы пройти эти игры полностью: Arena можно назвать одной из самых сложных RPG за всю историю существования жанра, а Daggerfall – до сих пор безусловный лидер по размеру игрового мира (47 областей, в каждой из которых больше сотни населённых пунктов). Но тем, кто действительно влюблён во вселенную TES, рекомендуется хотя бы посмотреть с чего всё это начиналось.

Lure of the Temptress и Beneath a Steel Sky

Ценителям жанра квестов хорошо знакома серия Broken Sword. А начинали её создатели в 90-е годы с таких игр, как Lure of the Temptress и Beneath a Steel Sky. Именно благодаря их успеху студия Revolution Software смогла выжить и продолжила создавать свои потрясающие квесты. Lure of the Temptress была выполнена на весьма достойном для тех лет графическом уровне и обогатила жанр некоторыми находками в области геймплея. Вторая же покорила игроков потрясающим сюжетом в стиле юмористического киберпанка (бывает и такое). Также она стала одной из первых квестовых игр, где персонаж всё-таки мог умереть.


Официально бесплатными они стали ещё в 2003 году. В свете работы студии над второй частью Beneath a Steel Sky, знакомство с её началом будет нелишним.

DreamWeb

Ещё одним представителем киберпанковских квестов является DreamWeb. Мрачную и депрессивную, как чаще всего и бывает в этом стиле, игру можно назвать одной из самых кровавых и жестоких среди квестов. В своём жанре DreamWeb выделяют вид сверху, очень необычный сюжет, главным героем которого стал серийный убийца, и множество кровавых сцен. А весьма нетривиальные загадки обеспечили ему некоторую популярность среди тех игроков, кто не относится к излишне впечатлительным натурам.


В честь 20-летия игры, в 2012 году, разработчики сделали её бесплатной. Странно, но в Австралии до сих пор её не запретили, а ведь по уровню провокационности и мрачной атмосфере она даст фору серии GTA.

Трилогия Marathon

Студия-создатель таких любимых многими шутеров, как Halo и Destiny начинали с создания игры в этом жанре для Mac. Через год после выхода Doom, который можно считать основателем поджанра шутеров от первого лица, был выпущен Marathon, выглядящий весьма похоже. Однако он также привнёс в игры несколько новых идей, которые сейчас активно используются. Во-первых, Marathon – это родоначальник шутеров, обладающих полноценным сюжетом с нелинейным прохождением. Ну а во-вторых, у оружия в игре появился альтернативный режим. Через некоторое время увидели свет и продолжения – Marathon 2: Durandal и Marathon Infinity. А в 2005 году все три части игры были отпущены разработчиками в вольное плаванье.


Фактически трилогия Marathon – прародитель Halo. У них не только заметное сходство в геймплее, но и общая вселенная. А с учётом того, что Bungie продолжают удерживать за собой эту торговую марку, возможно, серию ожидает перезапуск.

Первые игры серии Command & Conquer

После успеха второй части стратегии Dune студия Westwood создала игру Command & Conquer, которая боролась за популярность с Warcraft 2. Это было очень громко! Именно они впервые ввели в жанр стратегий возможность управления одновременно неограниченным количеством юнитов и такую неотъемлемую часть любой современной RTS как игра по сети. А лёгкое сумасшествие и использование нарочито плохо снятых роликов с живыми актёрами придало серии дополнительный шарм. Ещё Westwood выпустила две игры связанные с C&C: Red Allert (приквел) и Tiberian Sun (сиквел). В первой было максимально сконцентрировано безумие и сюжетная «клюква», например, бронированные медведи, а вот вторая обладала изометрическим видом и улучшенной механикой.


По случаю 12-летия в 2007 году разработчики сделали C&C бесплатной. А через год в поддержку запуска Red Allert 3, первая часть игры с таким же названием получила возможность распространяться свободно. Это же случилось и с Tiberian Sum, когда в 2010 году вышла C&C 4.

Стратегии от Westwood и Blizzard создали облик этого жанра на многие годы вперёд. Однако серию Command & Conquer ни в коем случае не стоит запускать тем, кто не переносит так любимую американцами «клюкву» в отношении СССР.

Серия Star Control

Эта серия считается одной из величайших в истории, а по проработанности, глубине и влиянию на развитие игровой индустрии её сравнивают с X-COM и Fallout. Star Control 2 сочетала в себе ролевую игру, квест, стратегию, космическую аркаду, элементы дипломатии и экономики. Основным занятием в ней было исследование огромной звёздной карты. Это сотни различных планет, на многих из которых игрок мог встретить очень качественно проработанных местных обитателей. Каждая инопланетная раса имела свои особенности культурного, физиологического, исторического планов. Также они обладали отличными от других манерами, поведением, и звуковым оформлением. А если игроку не удавалось решить вопросы миром, то за ним стоял его личный флот космических кораблей. И для того чтобы он не подвёл, требовалось добывать ресурсы и модернизировать его.


Исходный код этой игры был опубликован её создателями в 2002 году. Благодаря этому фанаты смогли создать, практически, порт Star Control 2 для современных компьютеров. The Ur-Quan Masters поддерживает мультиплеер и различные модификации.

Взглянуть на нестареющую классику стоит всем любителям проработанных и многоплановых игр. Тем более что компания Stardock объявила в прошлом году о намерении перезапустить Star Control, ориентируясь на вторую часть.

Большинство игр, которым посвящена эта статья, уже отметили свой 20-летний юбилей или намереваются сделать это в ближайшем будущем. Для игровой индустрии этот возраст практически пенсионный. Но как наш нынешний стиль жизни и благополучие созданы руками предыдущих поколений, так и современные проекты базируются и развивают основы, заложенные этими мастодонтами. Появление их в бесплатном доступе, позволяет фанатам изучить классику со всех сторон. И кто знает, может именно это даст индустрии новый толчок.

2 комментария

avatar
Как раз пару месяцев назад пробовал играть в : . Боооже, кто-то говорил, что в Морровинде тяжело выжить? Да в Арене не всякий пройдёт стартовое подземелье.
avatar
Я прошёл всю Арену

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.